Почему Нурсултан Назарбаев незаменим на посту главы государства Казахстан?!
Н.Назарбаев в качестве руководителя государства, как и все правители всех времен и эпох, к сожалению, не вечен. Именно – к сожалению. И это вовсе не ирония. Да, общество испытывает усталость от того, что им уже в течение почти двух десятилетий правит все тот же человек. Это, в принципе, вполне обычное явление. И не только для казахского или любого другого постсоветского общества, но также и для западного общества.
Сознание человека устроено так, что он иногда смертельно устает и от хорошего и начинает жаждать чего-то нового, хотя вполне сознает, что оно может обернуться ему боком. Премьер-министр У.Черчилль сумел не только спасти Великобританию от нашествия гитлеровских войск, но и сделать ее одной из держав-победительниц во 2-ой мировой войне. Но на Потсдамской конференции победителей эту страну представлял совсем другой человек, потому что на прошедших накануне выборах британцы проголосовали не за консерваторов, чье правительство выиграло войну, а за их политических противников. И Черчилль лишился кресла премьер-министра в дни своего и своей партии величайшего триумфа.
А теперь пример, который нам поближе. В середине 1980-х гг. в казахском обществе, помнится, было много злорадства по поводу того, что, мол, являвшийся любимцем Л.И.Брежнева Д.Кунаев не находит общего языка с новым генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачевым. Я лично видел немало весьма далеких от государственной службы и партийной деятельности интеллигентных казахов, которые прыгали от радости при известии о снятии с должности Д.Кунаева. И им было вовсе не важно, что на его место привели человека извне и даже не казаха. «Главное – Кунаева наконец-то сняли», - радовались они. Кое-кто из них, правда, спустя несколько дней, пожалел о том. Но это уже задним числом.
Примерно такое же явление имеет место сейчас в Казахстане. Причем даже самые ярые противники Назарбаева признают то, что в республике сейчас нет человека, который, придя на его место, сумел бы гарантировать стабильность власти и общества. Помнится, несколько лет назад газета «СолДат» (ныне – «Тасжарган») писала примерно так: в случае ухода Н.Назарбаева казахстанская политическая элита в целом ничьей власти не признает. Кто бы ни оказался на посту руководителя, другие, из той среды, откуда он вышел, бросят ему вызов: «Да кто ты такой?!». Значит, действительно нет фигуры, способной исполнить ту роль, которую по сию пору играет в Казахстане Н.Назарбаев.
Правда, оппозиция и вообще недоброжелатели президента (в коих у него сейчас нет недостатка даже в собственном окружении) и обвиняют его в том, что нет такой персоны. Мол, он не позволил сформироваться достойной замене за прошлые годы. Но такой аргумент, с точки зрения стороннего взгляда, звучит неубедительно.
Н.Назарбаев до сих пор удерживается у власти благодаря, по меньшей мере, двум бесспорным факторам. Это – во-первых, его способности и личностные качества, позволившие ему пройти естественный отбор и на пути к вершине власти обойти всех потенциальных и настоящих конкурентов. Во-вторых, легитимность его прихода на пост первого руководителя страны в глазах казахстанской и, прежде всего, казахской общественности в силу того, что он был назначен туда Москвой – прежней вышестоящей нейтральной инстанцией.
Для трезвомыслящего человека ясно, что будь то при Н.Назарбаеве, будь то при ином руководителе, прошедшем такой же отбор, ситуация за прошедшие почти двадцать лет принципиально иначе не могла складываться. Изречение, что «любой народ заслуживает такое правительство, какое имеет», это как раз о Казахстане и его нынешнем руководстве.
Но именно сейчас наступает, кажется, иная эпоха, которая, судя по всему, сулит нам всем уже смутные времена.
И в нее мы входим именно сейчас не из-за того, что Н.Назарбаев как руководитель чего-то не предусмотрел или сознательно не сделал, а вследствие того, что запасы инерционного характера стабильности в Казахстане и ресурсы административного таланта этой личности и благоприятной для проявления им своих способностей руководителя ситуации исчерпываются. А лакуны могут восполниться и уже восполняются следующими деструктивными моментами.
Во-первых, по территории страны проходят линии колоссальных геополитических изломов, и это почти физически ощущается. Уже сейчас ясно, что центрально-азиатский регион, и, прежде всего, Казахстан, неизбежно должен стать яблоком раздора между ведущими и наиболее активными в мире силами. Более того, именно наша страна превращается в такое место, где пересекается их интересы. Да это видно хотя бы по тому, как выдавливаемых, по желанию Москвы, надо полагать, из кыргызского аэоропорта «Манас» американских летчиков тут же согласился принимать в аэропорту Алматы Казахстан.
Да, нашей стране именно сейчас приходится особенно несладко. Одни хотят превратить ее в свою энергетическую кладовую и отстойник для своих ядерных и прочих вредоносных отходов, другие – сделать одним из ключевых звеньев в постсоветских межгосударственных конструкциях, третьи – вовлечь или, вернее, вернуть в рамки Уммы в качестве важнейшей составной части вновь создаваемого ими объединенного исламского государства Центральной Азии, четвертые – рассматривать ее как пространство для своего расширения в будущем. Все эти силы уже, так или иначе, заявили о своих подобного рода намерениях. Чем более ясным становятся они у них, тем менее управляемой делается страна для своего государственного руководства.
Во-вторых, в качестве государствообразующей нации выступает народ с аборигенным сознанием, который в социально-экономической реальности недавнего прошлого занимал во многом периферийное положение. Это в свою очередь влечет за собой выдвижение на передовые позиции во многих сферах жизни и деятельности его представителей. Вроде бы справедливо. Но дело в том, что аборигенное сознание (то есть, на первый взгляд, лишь остаточное, а в действительности чрезвычайно устойчивое родоплеменное сознание) и ответственность в государственном масштабе зачастую оказываются несовместимыми. Однако живучесть такого сознания – это тут еще не вся проблема.
Настоящей же, образно говоря, «миной замедленного действия» в данном случае представляется то, что у большинства даже самых серьезных людей нет осознания того, насколько же серьезна роль этого поразительно стойкого атавизма в жизни общества и государства. Пренебрежение им в среде занимающихся обществоведческой деятельностью людей (политологов, социологов, политиков, журналистов и т.д.) достойно сожаления. Всего 17 с небольшим лет прошло с момента обретения государственной независимости Казахстаном. Однако уже сейчас у нас вся система управления выстроена в духе родоплеменных приоритетов тех, кто принимает решения и делает политику.
Завтра их заменят другие, и им не останется ничего другого, как попытаться переустроить ее в соответствии со своими аналогичными приоритетами. И надо ожидать, что такое будет продолжаться до тех пор, пока государство будет сохраняться. Но весь вопрос в том, долго ли оно при подобной системе управления продержится. Уже сейчас отдельные факты, порожденные практикой этой управленческой системы, вызывают гневные комментарии со стороны возмущенных наблюдателей. Но понимают ли публично озвучивающие их люди то, что такой подход к назначению на руководящие должности, с точки зрения традиционного кочевого сознания, является более чем естественным?!
По Казахстану случаев, свидетельствующих о победоносной экспансии названной системы, можно насчитать огромное множество. Было бы желание и время. Более того, чем дальше мы уходим от советской эпохи, тем больший размах начинает принимать такая атавистическая кадровая политика. В ней нет ничего нового. Подобная кадровая политика есть воспроизводство практики кочевых ханов и эмиров, которые отдавали своим бекам и батырам на кормление отдельные города и селения (нынче это – области, ведомства, отрасли, производства и т.п.). Разумеется, не «за красивые глаза», а за лояльность по отношению к сюзерену, за заслуги перед ним. А вот нелояльность ведет к утрате этих самых приобретений. Так было тогда.
Так оно, как это мы видим, есть и сейчас. Изменилась среда обитания, образ жизни. А вот общественное сознание остается во многом, выходит, без изменения. Казахская пословица гласит: «Ауру қалса да, әдет қалмайды» - «Болезнь со временем сходит на «нет», а привычка остается».
В-третьих, в казахском обществе центробежные тенденции всегда были очень сильны. Этот фактор также обусловлен спецификой жизни, которую оно вело испокон веков вплоть до времен молодости дедов и отцов нынешних казахов. У казахов есть выражение: «Өкпелесең – көшіп кет!» - «Если обиделся – откочую от своей общины!».
Сколь далеко позади осталась, казалось бы, эпоха кочевой жизни, но в сознании большинства казахов пробуждение центробежной устремленности при обиде или размолвке до сих пор срабатывает. Когда такое происходит с отдельными людьми, нет ничего страшного. Но реальность в современном казахском обществе такова, что отдельные индивидуумы гораздо легче находят общий язык на основе идеи деструктивной, а не конструктивной.
И особенно заметным это становится в последнее время. Почитайте прессу, особенно появляющиеся там острые материалы, и вы удивлением обнаружите, что в унисон говорить о чем-то конкретном и общем у разных газет и журналов, у различных их авторов получается только тогда, когда речь идет - по информационному поводу или вовсе без оного - о шельмовании какой-то одной персоны или явления. А вот по какой-то позитивной, созидательной идее единства помыслов и реакции почти никогда не получается. Дело тут ведь не только в прессе и ее авторах. Вышеописанный настрой сейчас насквозь пронизывает все казахское общество. То есть у людей, как правило, позывы к объединению усилий появляются не тогда, когда надо внести лепту в рассмотрение чего-то позитивного для всех, а тогда, когда можно чернить кого-то или что-то. Это кажется поразительным. Но это факт. И его констатация или признание – ведь тоже позитивный поступок, поскольку он устанавливает одну из серьезнейших причин, препятствующих консолидации казахского общества. Но попробуйте сказать о ней вслух, тут же станете очередным объектом разноса разных людей, объединенных на основе деструктивной настроя. А вот попробуйте добиться объединения этих же самых людей на основе своего созидательного общественного начинания, попросите их всех поддержать вас хотя бы на словах, никакого результата не будет. Потому что такое их наверняка никак не заинтересует. Таково превалирующее сейчас в казахском обществе сознание. И самое главное – это то, что люди оказываются более всего дружными тогда, когда они защищают свою возможность действовать на общественной арене в деструктивном ключе. Если вы будете выступать с позиции общественного и общенационального блага, вас в лучшем случае не заметят, в худшем – будут откровенно радоваться вашему неуспеху, тщетности ваших усилий. А если вы станете разоблачать такую ситуацию и говорить о ее пагубности для будущего всего общества, вас просто «съедят». То есть ничего поделать с этим нельзя. Остается только мириться с ним и делать вид, что ничего страшного. Большинство разумных людей, которые прекрасно сознают гибельность этого явления, так и поступают. Потому что не хотят приносить себя в жертву, идя против мощнейшей деструктивной устремленности своих сородичей. А говорить о такого рода «родимых пятнах» казахского общества надо бы, если нас все же заботит наше будущее.
Эта черта характера, видимо, тоже унаследована от прошлых времен. То есть привычка является выражением сознания, природного естества человека. Значит, казахи, сколько бы они ни говорили о своей приверженности современным нормам, по жизни будут идти так, как им подсказывает их природа. В XIX веке в Казахстане насаждала свои порядки царская администрация, а в XX – коммунистическая. Но вот на стыке тысячелетий казахи вновь оказались предоставлены самим себе, и тут же ожили общественные нравы, которые, как некоторым казалось, были безвозвратно утрачены. Следовательно, наше кочевое сознание еще долго будет оставаться с нами. При продолжающемся ослаблении центра власти и надвигающихся вследствие этого процесса смутных временах надо бы не игнорировать его, а действовать и принимать ответственные решения с поправкой на него…
Следовательно, нам всем после Н.Назарбаева надо готовиться к худшим временам. Ибо для позитивных перемен явно нет никаких предпосылок.
Бауыржан СУНДЕТБАЕВ
11 Февраль, 2009 в 13:15
и как же быть… оставить все как есть и пусть рушиться наше государство.??
11 Февраль, 2009 в 13:30
с таким министром образования постоянно забалтывающим все проблемы обучения и воспитания какими то отчётами, цифрами и планами, мы теряем поколение молодёжи, они оказались не готовыми к кризису… это караул
11 Февраль, 2009 в 14:33
Давно не читала ничего более толкового! Спасибо автору. Все точно, без передергиваний, национального ( провоцирующего на ругань) подтекста.
11 Февраль, 2009 в 14:46
А теперь главой государства может быть хоть Соломон - это уже ничего не изменит
11 Февраль, 2009 в 14:51
Yto bylo i budet tak!
11 Февраль, 2009 в 15:06
Незаменимых людей нет. Когда умер отец народов ,то люди тоже не знали, что будет. Так ,что не надо драматизировать ситуацию. Получим того главу ,которого выберем.
11 Февраль, 2009 в 15:21
Спасибо за статью , остался не рассмотрен один вопрос, когда все объединяются перед общей бедой, когда многим грозит смерть. Дальнейший кризис предоставит таких угроз в избытке, перед лицом смерти человек склонен к большей гибкости сознания. Сша падет, Китай возвысится и когда начнет аннексировать территории как когда то Тибет, сначала Тайвань , потом Монголию - сознание людей здесь придет в движение, им уже дела не будет до внутренних разборок, повторять судьбу Уйгуров казахи не захотят, часть может и драпанет, а другая призадумается , как дальше жить, с кем дружить и как индийские войска вводить, вместо крестьян.
11 Февраль, 2009 в 15:33
а насчет президента , в США вон Обаму избрали, значит во время кризиса невозможное - возможно, может и в Казахстане в результате межкланового
консенсуса, чтоб ни вашим ни нашим , изберут человека другой национальности, в смысле не-казаха, так как казах лишенный родовых корней - манкурт и уважением пользоваться не будет. Лучшее подтверждение моих слов история внутри чеченского консенсуса, они не могли выбрать из своей среды того , перед властью которого смогли бы смирится и выбрали Шамиля - не чеченца. Ну, а если согласия не будет , или выбор окажется плох , или судьба непреодолимой придется изучать уйгурский опыт, в принципе тоже жить можно, китайцы подневольные народы нынче не истребляют.
11 Февраль, 2009 в 15:39
Странно, у меня добрососедские отношения не только с соседями по дому, но и по улице, по кварталу, здороваюсь с незнакомыми людьми, о которых знаю, что живут они в двух-трех кварталах от меня, с которыми часто встречаюсь на остановке, в магазине, в поликлинике. На работе хорошие отношения с сослуживцами, на улице не лезу в драку с прохожими, а оказывается во всем заслуга Назарбаева.
У моего отца такие же отношения были с людьми в его время, но тогда у власти был Брежнев и следуя логике заслуга во всем принадлежала Брежневу и политбюро ЦК КПСС.
Интересно, на кого будут молиться через лет 30-40, когда мой сын будет в моем возрасте.
11 Февраль, 2009 в 15:43
это страшно, очень страшно. Ведь многие даже не осознают того, что пожинать плоды бездействия, бездушие и равнодушия придется не через год, не через два. А после будет поздно. И страшно то, что народ думает, что все супер, что все так и должно быть как оно есть…..
11 Февраль, 2009 в 16:11
Мне думается- НАН-национальный герой,поэтому является непререкаемым авторитетом, но казахи и сами трудную минуту смогут сбиться в кучу и самоорганизоваться, в результате из аморфной массы превратившись в сильную самоподдерживающуюся систему. Сужу по службе в ВС СССР. Привет всем казахам, служившим вне Казахстана.
11 Февраль, 2009 в 17:54
Автор не прав, объединить народ можно и созидательными, позитивными идеями, типа справедливым распределением природных богатств (по примеру арабов) и т.д. и т.п. Есть пословица “Болатын ел бiр бiрiн Батырым дейдi, болмайтын ел бiр бiрiн катыным дейдi”. Если весь народ будет думать о нем положительно и поддерживать, то лидер будет что надо (мыслеформа народа)! Аруахи поддержать и придет к нам ……. Ведь выжил же народ и джунгаров и коммунизм и при упоминаемых в статье великих соседьях. Гони тезка деструктивные мысли, видно по статье ты башкатый направь мысли в правильную сторону
11 Февраль, 2009 в 18:51
Спасибо за статью.Интересно почитать.НАН-у пора на отпуск предварительно оставив какого-то приемника желательно не Тасмагамбетова.Уйти красиво как Ельцин НАН не сможет и это наша беда.Мы сами виноваты, надо ситуацию менять желательно мирными средствами.
11 Февраль, 2009 в 18:53
Статья конечно же грамотная. Но автор уходит в сторону от проблемы. А где ответ на извечный вопрос - “Что делать?” К сожалению катастрофа в стране неминуема - и она будет на совести Первого президента.
Зачем где-то в истории или психологии искать “корень зла”? Посмотрите на Россию. ЕБН, какой бы ни был пьяница или кем только его не называли, взрастил и оставил достойного приемника. И кстати, никто не смеет хулить ЕБН или пытаться ревизировать его дела, его близких и родных или его накопления. А неужели окружение НАНа надеется, что после его ухода в РК не начнется “охота на ведьм” (слишком мягко сказано!). Или они надеются отсидеться за “бугром”. Не думаю, что там жизнь-сахар. К тому будучи прокляты собственным народом!
11 Февраль, 2009 в 18:58
За статью спасибо. Проблему главное обозначить, а нам следует призадуматься. Могу только добавить: что историю делают личности, которые ведут нации как к истребелению, так и к развитию. Как вариант, возможен сценарий, если у нации (казахстанской) не окажется достойного лидера со стоющей национальной идеей, то мы запросто можем стать разменной монетой для крупных держав. И Я все таки склоняюсь, что наиболее вероятно для нас объединение с Росиией, нежели с Китаем, исторически Россия ближе, но этот вариант меня лично не устраивает.
11 Февраль, 2009 в 19:06
зачем нужен институт президентства? хватит премьера! пусть один отвечает ЗА ВСЕ. а то ни тот ни другой ни за что не отвечает
11 Февраль, 2009 в 19:13
Незаменимых нет.
11 Февраль, 2009 в 23:54
стоит задуматься… стоит… действительно 01 говорит - многонациональность - наше богатство!!! тьфу-тьфу - верю наша страна, наш народ все преодолеет, у всех народов свои трудности, видимо Судьба поставила нам такие испытания как отмечает автор… Но мы их пройдем!!!
12 Февраль, 2009 в 00:30
кажется что мы все трусы, ине дружны, как рыбья голова гниет
12 Февраль, 2009 в 08:06
Назарбаев молодец. Ни один из вас не посмеет даже тявкнуть при нем. Это здеь вы такие смелые. И его заслуга, что государство в принципе создано - никто не отнимет. Но никто не скажет, что истории у казахов до него не было. И все будет путем. Изберут нового президента РК. И все сразу побегут на него молиться и через год-два начнут забывать про старого первого президента. Такова жизнь. Сапармурада туркмены уже не хотят вспоминать. Кунаева и Рашидова уже забыли. Брежнев остался только в анекдотах. Вот Ельцина русские ненавидя даже - уважат. Достойно пришел, достойно ушел. И у нас надеюсь так будет. Казахи хорошие люди.
12 Февраль, 2009 в 10:22
2Акрам
В чем НАН молодец? а кто при нем скажет? ТЫ чтоли? НАН лечит по всему миру - у нас демократия! Где она у нас? Как только кто-нить начинает что-то говорить - сразу же прессуют! НАН просто взял все под жесткий контроль, и не дает никому высунуться. Где у нас многопартийность? Есть оппозиция - и той нихрена не дают делать. Нашел, б*ять, героя!
12 Февраль, 2009 в 10:45
согласна с Rus. Эх повезло же родится в этой стране и не смотря на все происходящее уезжать не хочется (
а казахи блин уж через чуп терпеливые иногда до мазахизма какого-то, зато добрые )
12 Февраль, 2009 в 11:21
Нану ,просто повезло с народом. Казахи действительно слишком терпеливы. Но ,когда их пытаются обидеть лучше не вставать на пути.Предел терпения не безграничен. История знает много примеров. И не дай бог -это случится. И нану стоит об этом подумать.
12 Февраль, 2009 в 14:41
О Казахи, мой бедный народ!!!
Лучше НАНа никто не смог бы править землей!!! Он является примером исключительной мудрости и дальнозоркости. Мой народ не переживайте, наши бедные условия выдвинут на престол достойного правителя!!!! Того кто в детстве чувствовал запах горящего сена, навоз табуна…Того кто с горячим сердцем ворвется в наш Казахстан!!!!!!
12 Февраль, 2009 в 16:48
когда сильно прижмет народ сгруппируется и я думаю если Бог смилостивится найдет достойного лидера и выйдем из этого кризиса власти…
12 Февраль, 2009 в 22:07
да поставят того, который нужен будет истинным хозяевам проданных на много лет вперёд наших недр. А пока будут поддерживать столь долго, насколько можно, огонь жизни в том, который сейчас. Он тоже нужен хозяевам недр. Хозяева - к сожалению, не народ и тем более не наши потомки (им уже ничего не достанется).
13 Февраль, 2009 в 16:44
Прав автор, но не во всем. Элиты формируют не по принципу, чтобы они разваливали, а по принципу, выбирать конценсус. Иначе они сами потеряют все, что нажили. И поэтому НАНу нужно расширять возможность привлечения в элиту новых сил, и не просто чиновников, но и средних бизнесменов или талантливую молодежь. Пропалывать элиту нужно почаще и не останавливаться только на нескольких проштрафившихся. Да и тех желательно не отпускать за рубеж, а здесь отдавать на растерзание народу. Народ любит “казни принародные”. И тогда может все устаканиться с выбором очередного проезидента. И нужно учиться у великого Дэн Сяо Пина, который предварительно уйдя в отставку, как казалось, оставался главным идеологом. Поэтому у НАНА есть еще время и как раз во время кризиса создать такие условия, что у последующего президента будет возможность быстро настроиться и настроить свою команду. А НАН строго с партийных небес будет контролировать ситуацию. Сильнейший нам не нужен, идеология должна быть сильной.
13 Февраль, 2009 в 17:09
Вопрос ко всем, если бы НАН как положено, ушел бы еще тогда, то в принципе бы сейчас у нас должен быть третий(!) президент как в России. Я думаю, хуже чем сейчас не было. Просто люди бояться перемен, а без перемен не будет прогресса! Так что люди получили, что хотели, т.е. маразматическую власть. Дерзайте, так держать, молодые люди и не очень!
14 Февраль, 2009 в 14:06
2Посто человек - знаешь ли, уважаемый, что народные растерзания “якобы провинившихся” состоятельных господ - это дико. Не отпускать за рубеж и тут отдать народу, который дико и без раздумий выплеснет на нем свои обиды - это варварство. Поставьте себя на его место - представьте что благодаря своим усилиям вы добились процветания и по стечению обстоятельств оказались в немилости НАНа или какого-нибудь ГБшника. Бессилие перед трудностями - такое и врагу не пожелаешь.
20 Февраль, 2009 в 10:06
Действительно, как это не прискорбно звучит, у многих из нас остаточное кочевое сознание. Раньше обычным казахам было не до политики (из-за бытовой неустроенности), управлением занималась богатая знать.
20 Февраль, 2009 в 15:53
Я тоже считаю, что незаменимых людей не бывает. Конечно, было намного проще, если бы папа оставил после себя приемника, как это сделал Ельцин. А в том, что НАН уйдет с поста нет ничего страшного. На смену ему придет другой президент, не менее энергичный и дипломатичный.
21 Февраль, 2009 в 15:56
Наши атавизмы тянут нас назад. Старики молчат -их так научили при Сталине. Шестидесятники делают вид, что все хорошо. Здесь уже Брежнев постарался. Интелегенция - кухонная политическая проститутка. Писатели пишут книги и сами же их и читают. Им нечего сказать. Вся надежда на молодых, честных, образованных, прогрессивно мыслящих людей. Только они смогут поменять систему. Но это явно не жасотановцы. К сожалению часть нашей молодежи мечтают стать прокурорами, налоговиками, таможенниками. Такие понятия как совесть, честность, порядочность и скромность не в моде и не по понятиям. Когда они станут частью нашей национальной идеи и ментальности - не будет ни коррупции, ни трайбализма. Хотя бы 10% процентов таких и все будет нормально у нас. Нас начнут уважать не за нефть. Ведь только бараны лежат и молчат, когда их режут. Наши прадеды их пасли, а не паслись.
22 Февраль, 2009 в 15:56
Сильно написано, коментарии тоже не плохие…. Ктобы не пришел к власти он будет достаточно амбициозным и сильным политиком… так как пройти такой отбор на верх это уже закаляет…. Буду поддерживать любого из пришедшего, другого выбора нет…
27 Февраль, 2009 в 12:41
Нужен новый лидер, за которым бы я пошел!
6 Март, 2009 в 13:00
За кем поведут - за тем и пойдешь!
6 Март, 2009 в 13:03
Nomad’у:
Это кого алкаш Ельцин “взрастил”?! Путина?! Да он его назначил по пьянке! Случайно. На ком взгляд задержался - тому и повезло.
11 Март, 2009 в 23:57
Ничего по пьянке не происходило. И не Ельцин его выбрал. Как это не смешно звучит, но падение России было подконтрольно КГБ. И когда ситуация стала подходить к пределу, ему нашли приемника. Хотя конечно можно было бы и пораньше остановить падение. Ну да лучше поздно, чем никогда. Беда Казахстана в том, что пока Назарбаев ковыряется в носу, окружающие страны занимают рынки и присваивают технологии. Какое место будет занимать Казахстан через 5 лет в окружении технологически развитых государств? Никакое! Сырье также закончится или будет на исходе. Если еще к тому времени кому-то нужны будут нефть и уран.
12 Март, 2009 в 21:19
Да есть у нас еще те воротилы… Мы их знаем. И они себя покажут.
13 Март, 2009 в 03:27
Сегодня Дархан Калетай сказал, что партия Нур-Отан начнёт формировать новую программу развития Казахстана, связанную с предстоящими в 2012 году президентскими выборами, наивные…
Кризис, Алиев и Мусаев, возраст президента…
Интересно, кого они смогут подобрать на роль президента под пристальным вниманием Путина?
21 Март, 2009 в 19:18
дорогие мои сограждане, не бегите вы впереди паравоза раньше времени, когда будут выборы тогда и посмотрим. а пока наша цель довольствоваться тем что есть,и поодерживать нынешную политику. какой бы ужасной она нам не казалась. Таков наш менталитет нашему народу всегда каж-ся что раньше было намного лучше чем счс. И оставьте свои вечные сравнения с Россией, где они где мы уних исторически все по другому скалдывалось, давайте лучше начнем сравниваться с Монголией.
22 Март, 2009 в 17:49
а кого щас можно приблизительновыдвигать в президенты,и что при нем может происходить,т.е было бы интересно помоделировать.
24 Март, 2009 в 14:19
Ну если даже нет отдельного человека, можно передать власть парламенту, некому верховному совету, президиуму. Что угодно, лишь бы не то, что сейчас у власти.
7 Апрель, 2009 в 14:09
Ну братья НАН есть НАН баез НАНа всем нам кранты потому что у него ворованных денег уйма!!!
14 Апрель, 2009 в 16:36
Маргинализация нашего общества уже произошла, даже раньше чем в Таджикистане или Узбекистане. Что делать?
24 Апрель, 2009 в 10:39
Володя верно подметил,спасибо!
А ведь иначе было, нельзя?
Прорвемся,все будет пучком!
…вроде уже начали по малому…
3 Июнь, 2009 в 14:10
Автор пишет правильно, «но» всегда будет и будет критика!!! Я каждый день просыпаюсь и счастлив, что у меня есть работа, дом, друзья и мне не надо говорить сыну, что я могу уехать в другую страну на заработки быть для кого-то «рабом» и т.д. И я категорически не согласен с теми кто думает это все благодаря нашим полезным ископаемым да и это тоже, но путем правильности выбранного курса и это факт…
Как Вы думайте разве наши соседи и центр.азии могут говорить и думать так, как мы…
5 Июнь, 2009 в 10:56
Оптимист думает, что живет в самой лучшей стране. Пессимист боится, что оптимист прав.
23 Июнь, 2009 в 10:50
Мы своими постами хотим сказать, что Наш Казахстан достоин лучшей участи. А на сегодня мы страна взяточников и бестолковых чинуш которые дальше своего носа ничего не видят. Пилить бюджет ума много не нужно и 1 это понял. Это у себя он герой, а в той Европе к нему есть вопросы. Сидит дома как сыч, а раньше из европ не вылезал.
9 Октябрь, 2009 в 23:50
Казахстан создал И.В. Джугашвилли (Сталин),
НАН , в “критический момент”
(декабрь 1986 года и в 1995 году)
развернул всё, что мог и как мог к “старой схеме” .
А теперь представьте Казахстан без нефти, угля, руды и урана….
при нынешнем образе правления…
30 Октябрь, 2009 в 13:16
Незаменимых людей не бывают!!! Казахская степ полна одаренными талантами тому может быть примером сам Назарбаев. Огромное пространство как Казахстан сохранили наши предки до нас, если бы они были бы чуточку глупее или чуточку слабее многие государство, империи или даже соседние страны как показывает история, заинтересованы захватить наши земли, и по сей день отдельно взятые государство не на минутку еще не отказываются от таких намерении. Казахи как народ в целом поддерживали правителей, (только 1986году Колбин не в счет) и нового правителя поддержим. Нас грабили, уничтожили, проводили всяческие научные эксперименты и до сих пор проводят, забирали последнюю крошку хлеба и умышленно оставляли умирать с голоду, репрессировали треть населения из за грамотности, оскорбляли, унижали, обманывают, и так далее. НО благодаря этому нынешняя поколения Казахов которая прошла через все эти страдания уже не боится ничего, ВСЕ худущее позади и хуже не бывает. Слава Аллаху, на сегодня ФАКТ в том что Казахи есть и они будут! Они грамотные, мужественные, целеустремленные! Те который сейчас у власти им спасибо, какими они не были бы мы благодарны им и получайте ВСЕ по заслугам! Но настал наш черед. Скоро начинается новая эпоха, кто как хочет говорить. Аллах Велик! Он справедливы из справедливых! Не смотря на все усилии ЦРУ, ФСБ и т. п. организации, будет то что Аллах повелел!
6 Ноябрь, 2009 в 11:54
Согласна с автором и грамотной статьей. Спасибо.
24 Апрель, 2010 в 17:33
Как не прискорбно… но у Казахстана нет сил (и вряд ли будут), чтобы играть какую бы то ни было значимую роль в мировом сообществе… и плясать под чужую дудку все же придется… выбирайте Россию, США, возможно Китай… что бы ни говорили именно НАН построил ту систему в которой мы сейчас живем… кого то она вполне устраивает, кого то нет… но не поднимется гос-во никогда, в котором все разворовывают. по моему в душе это все понимают… экономики как таковой нет: сырье продаем… товар закупаем - накручиваем через кучу посредников - перепродаем, производство в *опе… взяточничество и коррупция повсюду…
29 Апрель, 2010 в 00:00
Заявление о том, что Назарбаеву нет замены в Казахстане - это прямое и открытое оскорбление всей казахской нации. То есть казахская нация едва-едва смогла выдавить из себя одного и то сомнительного лидера, а на второго не хватит всей мудрости казахского народа. Смешно и стыдно одновременно.
13 Май, 2010 в 16:04
Все коменты говорят почти об одном, что нужен новый хозяин, который будет супер пупер и в миг сделает так, чтобы все жили зашибись.
Сами посмотрите, как изменилось наше сознание за время правления одного человека. Мы как послушное стадо - нам нужен пастух.
Никто тут не проронил ни слова по поводу того, что надо бы как-то и демократию уже в стране сделать, чтобы народ мог править страной и своей судьбой. Уничтожить всех шакалов, разворовавших и распродавших страну. Понимаю банально и идеалистически звучит, но разве не это цель наша?
Еще меня просто смешит, когда НАН находясь столько лет у власти, старается под всякими предлогами ее сохранить и при этом говорить о демократии. Хоть бы уже карты раскрыл что ли.
3 Июнь, 2010 в 15:42
Назарбаев тот человек кто может удержать казахов от киргизской волницы и разрушения государства!
21 Июль, 2010 в 07:34
da est zamena Nazarbaevu, u nego rodni, day Allah kajdomu….moe mnenie, sleduyushiy prezident budet Kulibaev, 100% dayu!